Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Ямы по локоть: что не так с дорожным ремонтом в Новосибирске?

Андрей Бочаров14 августа 2021 11 812
2021-08-18T09:17:56.884657+00:00
Ямы по локоть: что не так с дорожным ремонтом в Новосибирске?
В Новосибирске полностью отремонтировали чуть менее половины самых проблемных дорожных участков. Дополнительный перечень из 85 адресов определили после совместного мониторинга областные, городские и районные чиновники. Но у мониторинга народного — свои данные.

Под каждым постом в официальных аккаунтах мэрии и главы города — гневные комментарии автомобилистов, подкрепленные все новыми координатами выбоин и трещин. Лейтмотив сообщений таков: никогда еще новосибирские дороги не были настолько убитыми.

«То ли больших денег ждете, то ли больших ям»

В зиму 2020–2021 гг. Новосибирск вошел как город с худшими дорогами в стране среди мегаполисов. В ходе опроса, проведенного порталом Superjob.ru, крупнейшему муниципалитету России местные автомобилисты поставили оценку 2,69 балла. А ведь всего девять лет назад в том же рейтинге город по качеству дорог оставлял позади не только вечных конкурентов вроде Екатеринбурга, Казани и Нижнего Новгорода, но даже Санкт-Петербург. 

С наступлением весны дороги, как тогда шутили в городе, растаяли вместе со снегом. Тут уже пришло время для народных рейтингов самых больших ям, которые наводнили соцсети. Возмущенные комментарии горожане писали в том числе под постами чиновников мэрии. В центре внимания критиков оказались даже ключевые городские дороги: Октябрьский мост, Ипподромская магистраль, Гусинобродское шоссе, улицы Ватутина, Котовского, Трикотажная.

Интернет-пользователи  припомнили мэру его предвыборный ролик семилетней давности, где Анатолий Локоть, измеряя глубину луж на улице Островского, критиковал мэрию: «Ниже всякой критики состояние дорог. Бездействие, безразличие».

В департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии тогда объясняли: глубокие выбоины по всему городу — это результат резких температурных перепадов в межсезонье вкупе с так называемым недоремонтом. Как говорил в начале марта начальник профильного департамента Роман Дронов, нужно хотя бы каждые 24 года капитально ремонтировать полотно, раз в 12 лет — делать поддерживающий ремонт, при этом регулярно менять слои износа. На все это, по его оценке, Новосибирску необходимо около 6 млрд рублей ежегодно, то есть примерно в три–четыре раза больше, чем обычно выделяется.

Многочисленные жалобы на дороги в этом году фиксируют и общественники. Ответственный секретарь Авто-Мото Ассоциации Алексей Носов вспоминает 2010 год: «Помните, тогда была акция “Какой мэр, такие и дороги”? Она носила общегородской характер. На тысячах, если не десятках тысяч автомобилей клеили соответствующие стикеры. Так вот тогда, в 2010-м, дороги были лучше, чем сейчас».

Претензии предъявляли не только к состоянию полотна, но и к медлительности дорожных служб. Так, 29 марта на оперативном совещании губернатор Андрей Травников заявил, что необходимо срочно начинать ямочный ремонт. «Я уже месяц наблюдаю, что погода позволяет в отдельные сутки приступать к ямочному ремонту, — отмечал глава региона. — За этот период ни одной бригады дорожников не увидел. То ли больших денег ждете, то ли больших ям».

Тришкин кафтан

В итоге к ямочному ремонту в городе приступили в конце марта. Сначала дороги восстанавливали холодным асфальтобетоном, делая временные «заплатки».

С приходом тепла стали использовать привычные горячие смеси. На старте работ из местного бюджета выделили 55 млн рублей. В первую очередь внимание уделили магистралям — Нарымской, Железнодорожной, Кирова. Ямы заделывали и на Октябрьском мосту.

Правда, жалобы на состояние переправы не прекратились: результат такого срочного ремонта явно не обрадовал автомобилистов. В ответ в мэрии объясняли, что полностью менять асфальт без капремонта самого моста нецелесообразно. Масштабные работы там займут пять лет и потребуют более 1,5 млрд рублей, а в нынешнем сезоне власти успевают лишь согласовать проект в «Главгосэкспертизе».

То, как именно ремонтируют некоторые магистрали, удивило автомобилистов. На проспект Дзержинского рабочие вышли только в конце июня и в местах, которые собирались залатать, вырезали друг за другом большие квадраты. После этого работа остановилась из-за дождей, а участок в полкилометра стал напоминать шахматную доску, собирая возле Березовой рощи заторы.

Когда ямы заделали, дорогу прозвали уже «стиральной доской»: свежие заплатки оказались выше уровня проезжей части. А спустя месяц в соцсетях обсуждали перекресток улиц Менделеева и 25 лет Октября, где прямо по ямам нанесли дорожную разметку. В мэрии заявили, что это дело рук «троллей» в преддверии выборов, а сам участок в этом сезоне планировали отремонтировать. 

 Фото: vk.com/act54   

На дорожный ремонт в этом году в городском бюджете нашли только 125 млн рублей. О нехватке денег власти Новосибирска предупреждали еще осенью. Накануне утверждения бюджета в мэрии подсчитали, что муниципалитету будет недоставать около 800 млн рублей, поэтому для выполнения социальных обязательств придется урезать и расходы на городское хозяйство.

Мэр Анатолий Локоть неоднократно заявлял: исправить ситуацию поможет перераспределение налогов. Он приводил в пример другие города, которым достается более значительная часть  транспортного сбора. Так, соседний Омск оставляет себе половину собранной суммы (более 500 млн рублей), а Ростов-на-Дону и Пермь — все 100% (1,2 и 1,5 млрд соответственно), тогда как Новосибирску от областных властей достается лишь пятая часть налогов (374 млн рублей). Вся эта сумма уходит на восстановление магистральных дорог по программе «Безопасные и качественные дороги».

Пока область согласилась только на выделение дополнительных средств на дорожные работы. В разгар сезона город получил еще 278 млн. Деньги направили на ремонт 85 «наиболее проблемных участков» во всех районах, больше всего таких насчитали в Октябрьском. К концу июля подрядчики сообщили о завершении ремонта по 37 адресам. 

А в середине июля, после распределения денег из резервного фонда правительства РФ, муниципалитету выделили еще 281 млн рублей. На эти средства частично обновят 11 улиц правого берега, в списке — Плановая, Богдана Хмельницкого, Гоголя, Кошурникова и другие.

Но текущий дорожный ремонт, в отличие от работ по нацпроекту, практически не коснулся тротуаров. Даже там, где пройдут так называемые гостевые маршруты к Молодежному чемпионату мира по хоккею. На это указывают в фонде защиты прав потребителей «Гражданский патруль», который предлагает принять целевую программу по обустройству пешеходных дорожек.

«У нас же город создан не только для автомобилистов, но и для пешеходов, — напоминает председатель фонда Ростислав Антонов. — А если мы возьмем просто тротуары хотя бы в центре Новосибирска, мы убедимся, что их фактически нет. Мы ведем переписку с администрацией города, с администрацией Центрального округа длительное время о том, что необходимо эти тротуары восстанавливать. Но постоянно сталкиваемся с жалобами на отсутствие денег. Так вот, у нас через два года будет чемпионат, в Новосибирск приедет масса людей, в том числе из-за рубежа. И будет очень стыдно и неловко, если они будут запинаться на наших тротуарах». 

В свою очередь представителей сообщества автомобилистов в принципе удивляет приоритет, который власти отдают гостевым маршрутам. «У нас есть дороги, которые находятся в значительно худшем состоянии, которые давным-давно нуждаются в ремонте, — заключает Алексей Носов. — Без того, чтобы накрасить губы к чемпионату мира, без того, чтобы можно было политические очки на чем-то заработать — просто люди ездят по этим дорогам каждый день».

 Где контроль — там дорога

Ремонтировать в этом сезоне приходилось не только давно изношенные дороги, но и обновленные совсем недавно, причем капитально. Весеннее обследование показало: из всех участков, восстановленных с 2017 года по нацпроекту, 14 не выдержало гарантийного срока (он составляет от трех до пяти лет в зависимости от типа покрытия, способа работ и интенсивности движения).

Если учесть, что всего на гарантии к началу сезона было 114 таких участков, доля дефектов вполне укладывается в норму. Среди главных замечаний — образование колеи, разрушение асфальта на тротуарах, вокруг колодцев и дождеприемников, коррозия на ограждениях. Подрядчиков обязали исправить ошибки за свой счет.

Чтобы контролировать ремонт по муниципальным контрактам, городские и областные депутаты со своей стороны создали специальную рабочую группу. Она образовалась еще в предыдущем созыве, но в нынешнем составе действует второй год.

Как объясняет руководитель группы Александр Бестужев, ее участники вместе с чиновниками мэрии и подрядчиками осматривают недавно отремонтированные участки дорог и дворов, на которые жалуются жители округов. Если дефекты действительно есть, подрядчику дают две недели на исправление недочетов. После — снова выезжают на место и проверяют работу над ошибками.

По словам Бестужева, в двухнедельный срок пока уложились все, а сами дефекты чаще всего несущественные. «Не могу ничего сказать плохого. Все те объекты, информацию о которых нам предоставили депутаты, мы объехали. Чтобы полностью заменить асфальтовое полотно — такого нет. Посмотрим, что будет на следующий год. Может быть, года-двух недостаточно, чтобы обнаружились дефекты после ремонта».

В то же время общественники настаивают: нынешнего контроля над подрядчиками по-прежнему недостаточно. «Знаете, у меня есть один товарищ, большой дорожный чиновник в Москве, — говорит Алексей Носов. — Он мне когда-то сказал: “Где контроль — там дорога. Нет контроля — нет дороги”. К сожалению, на муниципальных объектах этого контроля откровенно недостаточно. И это, наверное, одна из основных причин, почему накопилось большое количество претензий к тем работам, которые выполняются». 

Ужесточить надзор над подрядчиками требуют многие новосибирские общественники, которые следят за ситуацией в отрасли. По их мнению, сейчас недобросовестным организациям легко затянуть время и в конечном итоге переложить ответственность за исправление недочетов на город. «Давайте уже перестанем жалеть подрядчиков и начнем снимать с них стружку, — говорит Ростислав Антонов. — Ведь есть города с намного меньшим бюджетом, где проблема с дорогами решена. Из последнего, где я был, — это маленький Псков. Там дороги сделаны так, что у нас в Новосибирске и не снилось, при абсолютно нищем бюджете. Там мэрия помещается в двухэтажном небольшом здании и справляется и с контролем, и с работами. Вопрос не в деньгах. Вопрос именно в отсутствии контроля».

О вторичности финансирования неоднократно заявляла и дорожная инспекция ОНФ, предлагая для начала провести полный аудит новосибирских улиц, то есть пересчитать площадь всех дорог, тротуаров, парковок, газонов. Тогда станет ясно, сколько именно требуется денег для их ремонта и насколько эффективно их тратят. Однако вряд ли за такую инвентаризацию возьмутся за ближайшее время. Пока у мэрии есть более насущная задача — назначить наконец нового начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса вместо уволившегося Романа Дронова. Эта должность остается вакантной вот уже третий месяц.  

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#новосибирск
городновосибирск
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru